__ | Риппингом
по джеркингу, или нюансы воблерной проводки.
|
|
Константин Кузьмин |
РАВНОМЕРНАЯ ПРОВОДКА
Наверное, для любого из нас первый опыт ловли на воблеры связан с равномерной проводкой. Для начинающего спиннингиста все просто и логично: если приманка и так плывет, вихляя, как настоящая рыбка, зачем добиваться от нее чего-то еще? С опытом приходит понимание того, что равномерная проводка воблера – лишь частный случай, один из многих вариантов и далеко-далеко не всегда – наиболее результативный. Те воблеры, которые предназначены преимущественно для равномерной проводки даже иногда называют «приманками для идиотов» (idiot baits) – поговаривают, что этот «термин» был специально вброшен одной из фирм, специализирующейся на производстве рывковых воблеров, – как удар по конкурентам...
На самом деле равномерная проводка имеет полное право на свое место под солнцем и достаточно часто обеспечивает самую высокую результативность. Если грубо разделить все разновидности воблерной проводки на равномерную и неравномерную и попытаться выразить соответствующую долю в процентах, то у меня за последние года три-четыре равномерная срабатывала лучше примерно в одном случае из трех-четырех. Судите сами, много это или мало. В большинстве же случаев явный приоритет был у неравномерной проводки.
Кто-то, я уверен, не согласится с таким раскладом (семьдесят процентов против тридцати в пользу неравномерной проводки), но несогласие, я так думаю, будет связано или с недостаточным опытом ловли на воблеры вообще, или с рыбалкой преимущественно в тех условиях, где монотонная проводка объективно дает хороший результат, и преимущественно на те воблеры, общая концепция которых предполагает равномерное из ведение. Условия, где от равномерной проводки следует ожидать хороших результатов, это значительное течение и/или теплая вода, а из приманок – это в основном сильно плавающие фэты и шеды.
Но давайте не будем больше говорить о равномерной проводке и перейдем к тем видам анимации, которые в общем и целом продуктивнее.
ЧЕМ ТВИЧИНГ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДЖЕРКИНГА
Англоязычное слово «jerkbait» поначалу пришло в Европу в своем узком значении. Под джерк-бейтами и у нас, и, скажем, в Германии или Голландии понимают прежде всего те увесистые деревянные «болванки», на которые принято ловить щуку мощной «мультовой» снастью. Но термин «jerkbait» используется и для обозначения самых разных приманок, предназначенных главным образом для рывковой проводки. Собственно, само слово «jerk», это ни для кого не секрет, переводится как «рывок».
Все здесь могло бы быть просто и понятно, если бы не два обстоятельства. Во-первых, в любом языке для обозначения одного и того же понятия употребляются синонимы. Во-вторых, улавливать смысловые оттенки этих синонимов, не будучи изначальным носителем языка-оригинала, довольно-таки сложно. В нашем конкретном случае синонимом слова «jerking» выступает слово «twitching», которое, если вы не вчера стали интересоваться спиннингом, вам тоже должно быть знакомо. Возникает логичный вопрос: есть ли между твичингом и джеркингом разница, и если есть, то в чем конкретно она выражается?
В первом приближении разница улавливается с трудом. В одной и той же статье из американского рыболовного журнала эти два слова идут вперемешку. А воблеры типа «минноу» могут проходить и как twitchbais, и как jerkbaits. Однако если просмотреть разные публикации по теме прерывистой проводки, то отличие все же выявляется. Твичинг – это более мягкий стиль рывковой анимации, чем джеркинг, с меньшей, вообще говоря, амплитудой движений, да и с меньшей резкостью тоже. Поэтому, например, для характеристики проводки тех самых макро-джерк-бейтов слово «твичинг» почти не используется, только «джеркинг».
МЕТОД ДЖЕКА-ПОТРОШИТЕЛЯ
Возможно, вы замечали присутствие в названии некоторых воблеров слова «ripping» или других с тем же корнем. Например, Cultiva Rip’N Minnow. Не задавались вопросом: что бы это значило?
Опять же, в первом приближении риппинг это синоним твичинга и джеркинга, то есть ведение спиннинговой приманки с использованием рывковой техники. Но все же риппинг, как метод проводки, в большей мере перекликается с основным смыслом самого этого слова. Английское «to rip» означает «вспарывать», «потрошить». Отсюда, кстати, происходит и Джек-Потрошитель – Jack the Ripper.
Движения удилища при проводке этим методом имеют большую амплитуду и направлены сверху вниз – это и в самом деле похоже на движение ножа при разделке висящей туши. Если в твичинге анимация зачастую сводится к последовательным легким шевелениям воблера, то размашистая техника риппинга позволяет при прочих равных условиях провести его несколько глубже.
Риппинг проще в осуществлении, когда у вас в руках короткое удилище. С ним удобнее, стоя в лодке или на берегу, совершать потяжки в близкой к вертикальной плоскости.
Среди моделей воблеров, подходящих для риппинга, довольно много среднеглубоководных, с рабочими горизонтами полтора-два метра от поверхности.
КОГДА АКТУАЛЕН ПАМПИНГ
Этот метод диаметрально противоположен предыдущему. Те же размашистые движения в вертикальной плоскости, только не сверху вниз, а снизу вверх. Мы какое-то время ведем воблер медленно и равномерно, с вершинкой спиннинга вблизи водной поверхности. Потом – довольно резко поднимаем удилище вверх, как это обычно делается при вываживании рыбы «выкачиванием». Собственно, здесь совпадение английского и русского терминов – один в один: «pumping» как раз и означает «выкачивание». После потяжки вершинку опускаем, выбирая слабину лески, затем несколько метров ведем воблер равномерно, далее – следующая потяжка...
Метод «пампинг» хорошо сочетается с тонущими воблерами, имеющими интенсивную игру, – такими, как Dorado Alaska или Salmo Hornet. Между потяжками такой воблер тоже весьма активно колеблется, а уж на «выкачивании» – весь трясется как бешеный. Поклевки обычно случаются в начале потяжки или ближе к ее окончанию. Метод хорошо работает по голавлю, когда тот держится ближе ко дну, но настроен атаковать приманку, проходящую выше. Кроме того, иногда пампинг дает хороший результат при ловле окуня в реках, особенно в мае – начале июня.
«СТОП ЭНД ГОУ» – КАЖУЩАЯСЯ ПРОСТОТА
Если следовать логике, то этот метод, когда приманка ведется не потяжками или рывками, а просто чередованием равномерной подмотки лески и ее полной остановки, стоило бы счесть почти таким же тривиальным, как и обычную равномерную проводку. На самом же деле все здесь несколько сложнее. Следует достаточно четко себе представлять тот набор условий и сопутствующих обстоятельств, при которых целесообразно использовать метод «stop and go».
Прежде всего стоит обозначить круг наиболее подходящих для этого воблеров. У меня в памяти немало эпизодов, когда на «стоп энд гоу» хорошо срабатывали классические (т.е. выраженно плавающие) мелководные фэты. Но все же основной типаж воблера для этого метода анимации – суспендер геометрии от шеда до минноу и с рабочим горизонтом от метра от поверхности и глубже.
Метод более всего оправдан в двух строго противоположных ситуациях. Первая – это летний термоклин. Здесь оптимальны воблеры типа глубоководного Smithwick Rogue (от него, вероятно, и пошли суспендеры как класс) и аналогичные. А из рыбы на первом месте – судак, на втором – щука.
Вторая ситуация наблюдается как раз сейчас. Точнее, она наиболее характерна для поздней осени, но на Москве-реке методом «стоп энд гоу» можно ловить всю зиму, хотя, конечно, нельзя сказать, что результат гарантирован. Но вот пару дней назад при отвратительном в целом клеве удалось таким образом поймать пяток окуней.
В октябре же или ноябре результативность метода бывает очень высокой. Обычно все происходит на бровке или свале с перепадом глубин, скажем, с полутора метров до двух с половиной – трех. Воблер – небольшой (около 5 см) шед с глубиной заныривания от метра до полутора. И очень неторопливая проводка – с медленным движением воблера и довольно долгими остановками через каждые несколько метров.
Что характерно, окунь очень часто атакует воблер именно во время мертвой остановки, когда тот уже как минимум секунду не подает вообще никаких признаков жизни. Я это говорю не в форме предположения, просто довольно часто это происходит уже в зоне видимости. Иногда даже удается заметить, как окунь, перед тем как решиться на последнюю атаку, останавливается в сантиметрах от воблера, несколько раз «надувает щеки» и только потом бросается на приманку.
Метод работает и по теплой воде, только там, как правило, обходится без «обнюхивания» воблера. Окунь просто вылетает откуда-то сбоку и моментально садится на крючки. Или, если ему повезет, не садится...
От нескольких человек мне приходилось слышать, что «стоп энд гоу» очень часто срабатывает по щуке на «жабовниках» лучше твичинга. У меня тоже такое бывало, но, скорее, не «очень часто», а иногда, и больше – по весне. Интересней здесь себя проявляет не чистый метод «стоп энд гоу», а что-то переходное к рывковой технике.
НА СТЫКЕ, ИЛИ РОЛЬ ПАУЗЫ
Если вести воблер минноу с остановками, но без всяких потяжек, то он идет почти по прямой. Если же в технику добавить хотя бы легкие твичинговые движения, то получается что-то такое, что напоминает «walking the dog», только в менее выраженной форме, – воблер последовательно немного поворачивает то вправо, то влево. Действительно получается что-то среднее между двумя методами проводки, и это смешение стилей иногда дает лучший результат, нежели каждый из них в отдельности.
Здесь важно давать воблеру «отстояться», то есть делать достаточно протяженную паузу между окончанием предыдущего «твича» или «гоу» и началом следующего. Самая, пожалуй, распространенная ошибка в технике неравномерной проводки это слишком короткая пауза. Это в летнем окуневом твичинге можно и даже нужно исключить паузу между потяжками вообще. Во всех других случаях она, хотя бы минимальная, должна быть. Когда ловишь щуку, порой паузу увеличиваешь где-то до трех секунд, и это дает эффект – поклевок сразу становится больше.
В связи с этим у вас может возникнуть очень закономерный вопрос: а если поклевка случается во время долгой паузы, что тогда? Иными словами, не получится ли так, что рыба успеет попробовать наш воблер и избавиться от него, а мы так ни о чем и не узнаем? По своему опыту, могу сказать, что такая проблема – если и существует, то ее не стоит ставить во главу угла. Во-первых, суспендеры – это, как правило, воблеры недешевого класса, и тройники на них стоят надлежащие, поэтому с довольно большой вероятностью хищник, атакующий приманку даже в фазе покоя, засекает себя сам. Во-вторых, поклевку нередко удается заметить по вздрагиванию или скольжению чуть в сторону шнура, после чего, понятно, полезно бывает сделать подсечку.
При этом стараться непременно держать шнур натянутым, как это бывает в паузах при ловле на джиг, наверное, все же не стоит, особенно в ветер. Дело в том, что даже минимальное натяжение лески превращает «мертвую» паузу в «живую» – воблер, пусть и медленно, но движется, а это, при настрое хищника атаковать именно неподвижную приманку (что бывает чаще, чем принято думать), негативно сказывается на числе поклевок.
Последнее, что стоит отметить, даже при последовательных рыбалках в смежные дни на одной акватории, настроение хищника может очень заметно отличаться, и это отличие во многом проявляется как раз в его отношении к длительности пауз при рывковой анимации. Поэтому возьмите себе за правило, если вдруг стандартно-типовая ритмика не приносит желаемых результатов, поработать этим параметром, как правило – в сторону его увеличения. Тем самым вы несколько потеряете в скорости облова акватории, но, возможно, она и не требуется – ведь рыба-то, она скорее не ушла на пресловутый дальний кордон, а стоит где-то рядом, просто в данный конкретный день она несколько менее агрессивна, и требует более длительных «уговоров», в том числе и путем увеличения пауз в неравномерной проводке.
|