__ | По
реке плывет баржа...
|
|
Роман Нестеренко |
Было у вас такое ? Наверняка. Может, просто не придавали этому значения - мол, простое совпадение ? Навряд ли! У многих это стало настолько постоянным, что думающим рыболовам не замечать такое просто неприлично.
Рассказ речника
Один мой знакомый старик, долгое время управлявший буксирами, проводящими баржи, и избороздивший немало рек России, поведал как-то, что, будучи молодым, любил после вахты выбраться с женой на тихий берег реки. Еще когда его буксир шел по рабочему курсу, он всматривался в берега, дабы найти хорошее местечко для семейного отдыха. Как правило, вблизи таких мест находились рыболовы. И, видя с борта, как те успешно снимают со своих снастей пойманную рыбу, он позже огорчался тому, что сам, приезжая на эти места, частенько оставался ни с чем. Комплекс неполноценности снял его давний приятель, что также бороздил не один десяток лет речные просторы: клев рыбы активизировался при прохождении судна.
Этот рассказ и, в дальнейшем, несколько лет наблюдений за подобными явлениями подвигнули меня к поиску ответа на вопрос - почему такое происходит? Я пришел к выводу, что работающий двигатель издает определенные частотные колебания (шум), а также, вкупе с корпусом самого судна, изменяет циркуляцию воды, образуя волны, что каким-то образом возбуждает хищника или объект его кормовой базы - малька. Понятно, что плывущие баржи всегда привлекали к себе рыбу. Но если в старину этому факту не придавалось значения - в силу больших рыбных запасов, то теперь, с заметным уменьшением последних, каждое подобное событие вызывает интерес.
Моральная поддержка
Конечно, не всякая проходящая баржа приносит в бесклевный период долгожданную поклевку, но, по моей статистике, каждая вторая-третья является "результативной". И теперь, как только гул судна доходит до места ловли, я сосредотачиваюсь, находясь в полной боевой готовности (будто только что начал рыбалку), и ожидаю первого сотрясения кончика спиннингового удилища. Такой взлет морального настроя наступает, например, при появлении долгожданного солнышка после пасмурного утра, или ослаблении ветра, или еще чего-то подобного оптимистичного.
Рейтинг "судовой" рыбы
На основании моих наблюдений получается, что наиболее подвержен данному явлению судак. Может, правда, в силу именно моей нацеленности на его ловлю? Не знаю. Тем не менее, поклевки щуки и окуня не так часто случаются, но несколько подобных случаев было и с ними. Причина, должно быть, кроется в том, что в летний период они, как правило, держатся на меньших глубинах, нежели судак, а там звук от баржи уже имеет иной характер. Ни разу не было поклевок сома. Хотя речной великан как раз обитает на рекордных глубинах, но его, в сравнении с вышеперечисленными хищниками, в принципе значительно меньше. И еще: в далекое время моего увлечения ловлей леща на донные снасти, я отмечал подобное и с этой мирной рыбой. Многие лещатники и теперь оживляются при доносящемся из-за поворота реки шуме идущего корабля, сосредотачиваясь на возможной поклевке.
Где ждать поклевку?
Место ловли, где следует ожидать поклевки, должно соответствовать представлениям о его перспективности. Другими словами, на точке, где никогда поклевок и не было, надеяться на активизацию хищника в момент появления речного судна определенно не стоит. Таким образом, выходы хищника приходятся именно на его привычные места охоты, т.е. на любимые бровки, "обратки", поливы перед ямами, закоряженные участки и прочие освоенные им места.
Какая баржа "круче"?
Замечено, что поклевка более всего вероятна в момент нахождения речного судна в 200-400 м до нашей точки ловли. Из разнообразия этих судов перспективнее всех - та самая баржа. Появление же быстроходных прогулочных катеров, яхт, гидроциклов - не гарантирует такого же высокого процента вероятности, как в случае приближения баржи. А коль нечто подобное при них и происходит, то гораздо реже, а то - и совсем наоборот: если клев до этого момента был -теперь пропадает, и, если повезет возобновится только через некоторое время. Это, я думаю, связано с непохожестью диапазонов звуковых частот, издаваемых двигателями буксира с баржой и другими плавучими конструкциями, а также наличием или отсутствием усиленной циркуляции воды.
Также от быстроходных судов (в особенности, на неглубоких местах) может происходить усиленное волнение воды, которое может снизить ее прозрачность. Так что, выходит, немаловажное значение приобретает тип прибрежного грунта (наличие или отсутствие мути) и глубина в месте ловли (большая волна, сила и характер исходящего от плавсредства звука).
Замечено, что наилучший результат можно ожидать именно от нагруженной баржи, идущей против течения, когда генерируемые его двигателем и корпусом частоты - в нижней части диапазона. Чуть хуже результат при движении по течению. И еще слабее от пустой, ненагруженной баржи. А если учесть, что наиболее благоприятное время ожидания поклевки наступает за 200- 400 м до того, как баржа пройдет вашу точку ловли, то, видимо, именно это удаление от работающего нагруженного двигателя идеально для активизации хищника или его кормовой базы на нашем участке.
Не так давно один рязанский спиннингист поведал мне любопытную историю. Как-то на рыбалке утренний клев сошел на ноль - и не возобновлялся. На противоположной стороне реки стояла шумная компания, в арсенале которой была моторная лодка. И вот, после позднего пробуждения и завтрака, они приступили к "культурной программе". Причем завтрак был обильно сдобрен горячительными составляющими, в результате чего наличие других отдыхающих и рыболовов для них стало неактуальным. Посадив девчонок в лодку, начали "покатушки". Нарезая круги по водной глади, с криками и улюлюканьем, они проплывали все ближе и ближе от мест ловли. Но как только лодка очередной раз выходила на воду, у рыболовов начинались поклевки. Те были обескуражены случившимся - абсолютное бесклевье в тишине, которую с давних лет прививали соблюдать на рыбалке, и хороший клев под шум моторной лодки и веселящейся компании.
Что говорит наука?
С точки зрения физиков, судно (корпус и двигатель) излучает волны нескольких типов. В их числе низкочастотные (до 20 Гц) гравитационные и капиллярные (выше 20 Гц). Распространение гравитационных волн вызывает определенный шумовой эффект - и чем глубина водоема меньше, тем он сильнее. А у самого берега и вовсе создается ударная волна (прибой), которая также создает звуковое воздействие. Капиллярные же волны (мелкое дрожание на водной поверхности), вызванные работой двигателя, распространяются гораздо быстрее гравитационных. То есть, еще до прохождения судном нашего места ловли, такие волны "накрывают" достаточно большие акватории водоема. Нетрудно догадаться, что капиллярные волны будут более значительными от двигателя повышенной мощности. А в нашем случае - от более нагруженного.
В силу того, что водная среда - неплохой проводник звука, шум от работы двигателя будет хорошо распространяться по водной акватории - как на больших, так и на малых глубинах. Но на мелководье его сила может изменяться вследствие отражения от донного грунта: твердый и ровный грунт - шумовой эффект возрастает, мягкий грунт и "рваный" рельеф - гасится. Помимо того, сам двигатель в водной среде образует пузырьки (эффект кавитации), перемещение которых создает высокочастотные акустические колебания. Таким образом, все три типа волн могут восприниматься рыбами и влиять на них.
Но как же можно объяснить, что хищник или мирная рыба активизируются в такие моменты? Проанализируем ситуацию, и попытаемся ответить на вопрос.
Хищник и кормовая база
Есть гипотеза, предполагающая, что шум работающего двигателя воздействует именно на кормовую базу хищных рыб, к примеру - на малька, являющегося не чем иным, как раздражителем хищника, который, в свою очередь, активизируется - и производит атаку на нашу приманку.
Ихтиологи считают, что шум двигателя действительно влияет на малька - и последний начинает вести себя неординарно, покидая свои укрытия - например, панически перемещается по любимой бровке. Или же, наоборот, впадает в оцепенение.
В летний и ближайшие к нему относительно теплые периоды года малек склонен находиться в прибрежной зоне, а шум приближающейся баржи на мелководье и в глубине, как уже говорилось выше, разительно отличаются друг от друга. В связи с этим можно выдвинуть еще одну догадку: о том, что скопившийся на мелководье малек отходит на глубину, прячась от непонятного ему явления на относительно тихом месте. А там его и поджидает находящийся поблизости хищник.
Гипотеза о зависимости хищника от его кормовой базы поддерживается большинством рыболовов и специалистов, которые однозначно признают, что "эффект баржи" существует в природе.
Сигнал к атаке
Отмечу, что для появления хищника может быть совсем не обязательным присутствие малька, испуганного баржей, на бровке или другом "аппетитном" месте. Поэтому - еще гипотеза: выход на охоту может быть уже стандартной, выработанной годами реакцией на определенный звук, издаваемым двигателем речного судна. А судоходство на реках, как известно, живет уже несколько столетий, и времени для формирования подобного инстинкта у хищника явно хватало.
Кроме того, биологи (точнее - биоакустики) считают, что звук баржи создает акустический фон, маскирующий другие, не столь сильные природные шумы - например, звуки, которые возникают при броске щуки, судака или окуня на добычу. А эти самые звуки для малька служат сигналом опасности - и последним шансом увернуться. Во время же прохода баржи малек этого шанса лишается, поскольку из-за ее гула не слышит звука броска. То есть, для хищников шум баржи - это своего рода маскировка. Сигнал к атаке. Хищник становится активным именно потому, что инстинктивно знает: за шумом баржи его будет не слышно, и шансы на успешный бросок возрастают. И еще: чрезмерно громкий звук может подавлять слуховую чувствительность рыб настолько, что они могут на время попросту оглохнуть.
Инстинкт к съедобному грузу
Выдвину еще гипотезу: принимая во внимание зависимость хищника от его кормовой базы, предположим, что "эффект баржи" должен был появиться почти так же давно, как и подобные плавучие конструкции. В старину, когда баржи везли зерно россыпью, активизацию клева рыбы корректно было связывать с какими-то потерями съедобного груза. Рыболовы времен Сабанеева считали, что зерно, мука (или иной провиант), попадая в воду, привлекала карповые породы, а вместе с ними - и хищника, в силу своих инстинктов тянущегося за "белью". В настоящее же время мы вряд ли увидим пароход, перевозящий съедобный рассыпной груз, но рыба при приближении баржи все равно начинает активизироваться. Этим может объясняться клев не только хищной, но и мирной рыбы.
Но подобная активизация происходит не только в случае приближения речного судна. Скажем, не редкими являются эпизоды отменного клева вблизи пляжей, когда жарким днем купающиеся плещутся чуть ли не под удилищем рыболова. И как объяснить оживление хищника под железнодорожным мостом в момент прохождения состава? А такие моменты многие спиннингисты знают не понаслышке. Может быть, сторонние шумы все-таки чем-то инстинктивно напоминают шум "кормовой" баржи, который служит сигналом к атаке как хищной, так и мирной рыбы? Гипотезу инстинкта не опровергают и ихтиологи, предполагая, что это вполне вероятно.
Циркуляция воды
Наверное, многие замечали, что при прохождении судна вода у берега начинает сильнее циркулировать. Особенно хорошо это заметно на спокойной воде в безветренную погоду и при небольшой глубине. К примеру, на песчаной косе, еще за сотню метров до прохождения мимо нее большого корабля, вода заметно отходит от берега, создавая некие завихрения, а ранее была спокойна или протекала с обычной скоростью. А лишь судно доходит до траверза косы, и еще до появления первой волны от его носовой части, начинается небольшой прилив.
На обрывистых местах, где глубина, как правило, значительно больше, такие моменты заметить труднее. Но на основании выводов, сделанных для мелководья, можно все же утверждать, что аналогичные завихрения происходят на всем водоеме, но где-то они выражены более явно, где-то - менее.
Следующая гипотеза: усиление циркуляции воды, по всей видимости, воздействует на активность как малька, так и взрослой рыбы, что объясняется подъемом донных организмов, являющихся кормовой базой для них. Биологи утверждают, что рыбы, знакомые с баржами и прочими судами на этом водоеме, уже заранее (по первым подвижкам воды) знают о том, на каких участках и горизонтах воды при прохождении судна будут происходить важные для них события. Какие? Ну, взмучивание грунта и появление корма, или, наоборот, прибойная болтанка, или еще что-то подобное. В соответствии с этим они начинают перемещаться.
Можно предположить, что при усиленной циркуляции воды есть вероятность того, что сама она обогащается кислородом, что очень важно для повышения рыбьей активности - особенно в летний период. Но ихтиологи на подобную гипотезу смотрят достаточно скептически, указывая, что мгновенное изменение "кислородной" ситуации, наступающее за счет перемешивания более насыщенных кислородом верхних слоев воды с нижними, вряд ли может быстро активизировать рыбу. Зато, наряду с подъемом донных организмов, вызванных циркуляцией воды, со дна могут подниматься и грунтовые газы, которые образуются там, в результате гниения донной органики.
Испуганный хищник
Новое предположение: шум двигателя распугивает подводных обитателей, и, стронутый со стоянки, хищник начинает двигаться по хорошо известному ему маршруту - вдоль своей привычной бровки или по другим подобным местам, где и находит нашу приманку, а инстинкты заставляют ее хватать.
Но здесь возникают вопросы, точных ответов на которые получить пока не удается. Почему, например, преимущественно "пугает" звук только слабо-идущего нагруженного буксира (поклевок при нем больше, чем при мощном катере или гидроцикле)? Почему посторонние звуки на незначительном удалении от нашего места ловли (как, например, веселая компания по соседству) не так влияют на его активность в этой зоне? Да и в том, что именно испуганный хищник способен на атаку приманки, есть сомнения. Страх, как правило, у животных не должен вызывать аппетита.
Эта гипотеза более проста, но, по мнению многих рыболовов и специалистов, также вряд ли полностью отражает интересующие нас моменты.
Хищник и боковая линия
А если представить так: шум работающего двигателя нагруженного буксира производит низкочастотные колебания, влияющие на боковую линию хищника аналогично воздействию акустического следа его кормовой базы - малька. Пассивный хищник может активизироваться - и начинает искать объект своего беспокойства. Подобное поведение рыбы эксплуатируется в странах Европы при промышленном лове с применением низкочастотных излучателей.
Пускай это несколько противоречит нашим идеалам борцов за чистоту рыбной ловли, но никуда не денешься - это так. То есть, судак или другой объект нашей ловли, раздраженный подобным образом, выходит на точку охоты подкрепиться мальком, где его и ждут наши приманки. Эта гипотеза теоретически имеет право на жизнь, но многие специалисты принимают ее с недоверием и некоторым скептицизмом.
Какая гипотеза более правильна?
Все гипотезы имеют право на жизнь, частенько пересекаясь между собой. А ответ на наш изначальный вопрос представлен не одним конкретным предположением из многих, а их симбиозом, где одна из гипотез может объяснять конкретное событие более весомо, а другая (или другие) - в меньшей степени. Тем не менее, специалисты более склоняются к тому, что хищник все-таки проявляет свою активность в зависимости от определенных действий кормовой базы. Эта версия, по их мнению, наиболее вероятна.
Теория шума и противоречия
Затронутая нами тема является лишь малой частью теории воздействия шума на активность рыбы в общем, и на хищника в частности. О слуховых пристрастиях рыбы споры идут давно и постоянно. И однозначного ответа на этот вопрос - нет как нет.
Будучи еще мальчишкой, охотясь за подлещиком или карасем с простой поплавочной удочкой, я сразу принял правило о тихом поведении на рыбалке как закон. И даже теперь, производя ловлю спиннингом на значительном удалении от берега, стараюсь придерживаться этого правила. А многие ли из вас любят рыбачить при веселящейся поблизости компании или рядом с навязчивым соседом-рассказчиком? Думаю, нет.
Конечно, всегда есть исключения из правил. Кто-то будет утверждать о хорошем клеве вблизи городских пляжей или на ревущей потоками падающей воды плотине. Но здесь уже работает фактор привыкания рыбы к особенностям конкретных мест, привлекательных для нее по каким-то более весомым причинам.
Разговор на тему шума я поднял не случайно. Активизация клева при приближении судна в корне противоречит теории тихого поведения на рыбалке. А значит, как раз подтверждает одну из выдвинутых нами гипотез.
Их терзают смутные сомненья...
Не все рыболовы приемлют "теорию баржи", даже люди со значительным стажем. Справедливости ради отмечу, что в момент непосредственного поднятия темы (а материал для данной статьи набирался уже давно), таких "уловистых" барж у меня, как назло, было не так уж много. Хотя у соседей-спиннингистов факты поимки "шумного" хищника отмечались, и общая картина вполне отражала поднятый вопрос. Но тем и интересна противоречивая тема - ведь именно в споре рождается истина.
Хотелось бы выразить благодарность и признательность за ценные замечания и советы, данные мне при подготовке этой статьи, кандидатам биологических наук Алексею Цессарскому и Александру Карху, сотрудникам кафедры физики Рязанской радиотехнической Академии, а также рыболовам Алексею Соколову и Евгению Комарову.
|